Рынок загородных жилых комплексов является одним из самых молодых и перспективных сегментов рынка жилья московского региона. По мере расширения столицы, жилищное строительство неизбежно смещается в область и, очевидно, что в ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться. Однако до недавнего времени жилье в Подмосковье было представлено в основном двумя стандартными форматами – многоквартирными домами в подмосковных городах и коттеджными поселками за их пределами. При этом строительство коттеджей часто оказывается далеко не самым оптимальным вариантом освоения загородных земель, в первую очередь, за счет малого выхода полезных площадей и, как следствие, их высокой стоимости.
Эти обстоятельства привели к активному развитию двух других форматов загородного жилья. Один из них – таунхаусы (ему посвящено отдельное исследование от IRN.RU), а второй – загородные жилые комплексы. В отличие от таунхаусов, как правило, представляющих собой сблокированные коттеджи высотой 2-3 этажа, загородные жилые комплексы объединяют полноценные жилые дома высотой 5-7 этажей (в отдельных случаях до 15). Они располагаются за пределами подмосковных городов, как правило, в лесу или около лесных массивов, часто рядом с водоемами – другими словами, тяготеют к живописным пейзажам. Фактически это полноценное городское жилье, но построенное на природе, в удалении от городской суеты.
Сегмент загородных жилых комплексов получил более-менее заметное развитие в последние три года, предшествующие кризису. Ухудшение экономических условий серьезно отразилось на рынке недвижимости в целом и, в частности, на сегменте загородных жилых комплексов. Если в предыдущие годы отмечалось ежегодное увеличение объемов строительства и предложения, положительная динамика цен, выход на рынок новых игроков, то с наступлением кризиса ситуация резко изменилась. В первую очередь это связано с тем, что в условиях нестабильности многие потенциальные покупатели отказались от приобретения загородной недвижимости. Снижение уровня жизни населения, ухудшение рынка кредитования – все это привело к изменениям в структуре спроса, потребительских предпочтениях и ценовых ожиданиях покупателей.
В результате, спустя 2 года после кризиса вектор развития сегмента загородных ЖК сместился в строну экономичного предложения жилья. Как изменились объемы строительства загородных квартир после 2008 года, и где появилось больше всего новых проектов? Какие изменения произошли в структуре и свойствах реализуемого жилья? Насколько изменились цены на квартиры за городом, и как это зависит от местоположения ЖК? На все эти вопросы отвечает данное исследование.
Это исследование представляет собой своеобразный каталог, справочник или «энциклопедию» по рынку загородных жилых комплексов Москвы и Подмосковья. Оно построено по принципу минимизации «лишних» слов, и предоставляет максимум фактической информации, основанной на первичных данных. Вся информация представлена в цифровом, табличном и графическом видах, с минимумом необходимых словесных пояснений.
В исследовании, которое вы держите в руках, рассматривается состояние рынка загородных жилых комплексов в 4 квартале 2010 года, а также приводится сравнение с 3 кварталом 2008 и 3 кварталом 2009 гг. Во-первых, это сравнение нынешнего уровня цен с ценами 3 квартала 2009 года по всем объектам, которые были представлены на рынке как в 3 квартале 2009 года, так и в настоящее время. Во-вторых, это динамика всех показателей рынка и аналитических распределений за период 3 кв. 2008 года - 3 кв. 2009 года, а также с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года. Это позволяет сопоставить снижение объемов предложения и стоимости ЗЖК в посткризисный период конца 2008 – 2009 гг. и период последующего восстановления рынка в 2010 году.
В данном исследовании предусмотрен еще один важный момент. В списке компаний, реализующих каждый объект, отдельно выделен застройщик (если он занимается продажами), а отдельно – посредники и уполномоченные риэлторы. Этот момент будет особенно полезен для поставщиков стройматериалов и смежных услуг, которых интересуют координаты именно застройщиков загородных жилых комплексов.
Данное исследование предназначено, в основном, для профессиональных участников рынка – девелоперов, застройщиков, риэлтеров, инвесторов, банкиров. Хотя по опыту прошлых лет подобный каталог оказывается востребованным и частными инвесторами или покупателями загородных жилых комплексов, для которых приобретение данного исследования оказывается намного дешевле оплаты услуг посредников по подбору дома. В исследовании не делаются попытки навязать какую-то одну точку зрения на рассматриваемый рынок или превознести один объект над другим. Напротив, каждому пользователю предоставляется вся необходимая информация для формирования собственной точки зрения и собственных выводов.
Исследование состоит из трех основных блоков:
1. Аналитические данные.
В этом разделе приведены общие характеристики рынка загородных жилых комплексов Подмосковья, средние значения различных параметров объектов, распределения количества, площади и цен объектов по каждому параметру, взаимозависимости параметров. Информация этого раздела представлена в динамике за 3 квартал 2008 года - 3 квартал 2009 года, а также 3 квартал 2009 года – 4 квартал 2010 года.
Этот раздел является необходимым для получения общих представлений о данном сегменте рынка недвижимости. С помощью него можно быстро провести сравнительный анализ разных категорий объектов, например, расположенных по различным шоссе, различной удаленности от МКАД, а также понять в первом приближении, как разные параметры объектов сказываются на цене и насколько они распространены в текущей ситуации. Помимо этого, данный раздел позволяет отметить основные тенденции, характерные для рынка загородных жилых комплексов в посткризисных условиях развития. Например, как изменились объемы строительства по разным направлениям, где сохранились прежние объемы предложения, а где они заметно сократились, что происходит с ценами, и какие перспективы с точки зрения стоимости жилья у разных категорий загородных жилых комплексов.
2. Объекты, цены, продавцы
В этом разделе дается подробный перечень всех объектов с разбивкой по направлениям (шоссе) и указанием текущего уровня цен, а также уровня цен в 3 квартале 2009 года. По каждому комплексу указаны компании-продавцы, отдельно выделены застройщики объектов.
Данный раздел является необходимым инструментом для анализа конкурентной среды, понимания поведения застройщиков в условиях кризиса, определения ценового «дна» по отдельным комплексам, направлениям, категориям объектов. Не проводя отдельного исследования для каждого нового участка под застройку в Подмосковье, с помощью данных этого раздела в течение 10-15 минут можно составить краткий отчет о наиболее характерном уровне цен в данном месте, об основных конкурентах, степени влияния кризиса на разные категории загородных жилых комплексов.
3. Паспорта объектов
Это наиболее емкий раздел исследования. Фактически он содержит всю базу данных загородных жилых комплексов, использованную в данной работе. Паспортом объекта является наиболее полное описание всех его параметров.
Данный раздел является необходимым для более детального анализа различных аспектов загородных жилых комплексов. Например, с помощью него можно получить более подробное представление о конкурирующих объектах, их сильных и слабых сторонах. Или определить оптимальные параметры для нового дома в зависимости от его класса и расположения: набор квартир по комнатности, площади квартир, объем инфраструктуры, количество машиномест и т.п. А также выработать адекватную ценовую политику и заложить определенный уровень эксплуатационных расходов. Все это служит основой для оптимизации концепции застройки и создания продукта, максимально отвечающего потребностям рынка в новых условиях.