Исследование рынка участков без подряда Подмосковья за 2009-2010 годы (Декабрь 2010 – Январь 2011)

Как пользоваться исследованием и зачем оно нужно

Ухудшение экономических условий серьезно отразилось на рынке недвижимости и, в частности, на сегменте загородного жилья. Если в предыдущие годы он активно развивался в сторону «наращивания» объемов строительства организованных поселков, предусматривающих коттеджи и участки с подрядом на строительство, то после кризиса в 2008 году ситуация резко изменилась. Снижение уровня жизни населения, ухудшение условий кредитования – все это привело к изменениям в структуре спроса, потребительских предпочтений и ценовых ожиданий покупателей. Многие девелоперы, которые в предыдущие годы активного развития загородного рынка пополнили свой «земельный банк» и на момент кризиса занимались разработкой и реализацией проектов коттеджных поселков, были вынуждены пересмотреть свои планы. Наиболее распространенным выходом в сложившихся условиях стал отказ от возведения домов в пользу предложения участков без подряда.

Дело в том, что в новых экономических условиях такой формат загородной недвижимости оказался наиболее выгодным как для девелоперов, так и для потенциальных покупателей загородного жилья. Компании получили возможность минимизировать финансовые вложения в свои проекты, а также уменьшить сроки их экспозиции при сохранении ликвидности поселка. С точки зрения потребителя, покупка участка земли с возможностью самостоятельного возведения дома позволила сократить бюджет покупки загородного жилья, а также «получить рассрочку», отложив непосредственно строительство дома до «лучших времен». Кроме того, в условиях финансовой нестабильности многие стали рассматривать приобретение участка земли как вариант сохранения своих сбережений.

Стоит также отметить, что в новых экономических условиях вместе с увеличением емкости спроса на участки без подряда возросли требования покупателей к качеству и «степени готовности» таких поселков, а именно к уровню обеспеченности их инфраструктурой и коммуникациями, юридической чистоте сделки, последующему обслуживанию и эксплуатации поселков. Перечисленные выше факторы стали толчком к развитию «цивилизованного» рынка поселков с участками без подряда, что, в свою очередь, спровоцировало заметное увеличение объема предложения загородных объектов эконом-класса в целом.

Активное развитие рынка организованных поселков с участками без подряда началось во второй половине 2009 года. Как изменился рынок за прошедшее время, на сколько увеличилось количество поселков с участками без подряда, какие направления наиболее активно осваиваются в этом сегменте, на какой удаленности от Москвы больше всего таких поселков? Как меняются качественные характеристики поселков по мере развития данного сегмента рынка: площади участков, обеспеченность поселков коммуникациями и инфраструктурой? Где предлагаются самые дорогие и самые доступные по цене участки без подряда, и как влияет площадь участков, степень готовности поселка, обеспеченность его коммуникациями и инфраструктурой на стоимость земли? На все эти вопросы отвечает данное исследование.

Оно включает в себя все заявленные на рынке, активно осваиваемые и продаваемые загородные поселки Подмосковья и соседних областей, в которых предлагаются на продажу участки без подряда (первичный рынок). Данное исследование не включает поселки, в которых на продажу предлагаются только коттеджи/участки с подрядом или таунхаусы. Этим сегментам посвящены отдельные исследования в контексте коттеджного рынка или рынка таунхаусов Московского региона.

Данное исследование представляет собой своеобразный каталог, справочник или «энциклопедию» по рынку участков без подряда, расположенных в Подмосковье. Оно построено по принципу минимизации «лишних» слов, и предоставляет максимум фактической информации, основанной на первичных данных. Вся информация представлена в цифровом, табличном и графическом видах, с минимумом необходимых словесных пояснений.

В исследовании, которое вы держите в руках, рассматривается состояние рынка участков без подряда в 4 квартале 2010 года, а также приводится сравнение со 2 кварталом 2010 года и 4 кварталом 2009 года. Это позволяет понять, как изменился рынок за последние полтора года, в течение которых отмечалось наиболее активное развитие сегмента участков без подряда.

В данном исследовании предусмотрен еще один важный момент. В списке компаний, реализующих каждый поселок, отдельно выделен застройщик этого поселка (если его удается установить, т.к. в ряде случаев застройщик напрямую не работает с конечными покупателями), а отдельно – посредники и уполномоченные риэлторы. Этот момент будет особенно полезен для поставщиков смежных товаров и услуг, которых интересуют координаты именно застройщиков поселков.

Данное исследование предназначено, в основном, для профессиональных участников рынка – девелоперов, застройщиков, риэлторов, инвесторов, банкиров, поставщиков смежных товаров и услуг. Хотя по опыту прошлых лет подобный каталог может оказаться востребованным и частными инвесторами или покупателями участков без подряда, для которых приобретение данного исследования оказывается намного дешевле оплаты услуг посредников по подбору земельного участка. В исследовании не делаются попытки навязать какую-то одну точку зрения на рассматриваемый рынок или превознести один поселок над другим. Напротив, каждому пользователю предоставляется вся необходимая информация для формирования собственной точки зрения и собственных выводов.

Исследование состоит из трех основных блоков:

1. Аналитические данные.
В этом разделе приведены общие характеристики рынка участков без подряда, средние значения различных параметров поселков, распределения количества объектов, площади и цен участков по каждому параметру, взаимозависимости параметров. Информация этого раздела представлена в динамике за 4 квартал 2009 года – 4 квартал 2010 года.

Этот раздел является необходимым для получения общих представлений о данном сегменте рынка загородной недвижимости. С помощью него можно быстро провести сравнительный анализ разных классов поселков с участками без подряда, например, объектов по различным шоссе, удаленности от МКАД, объему инфраструктуры и уровню обеспеченности коммуникациями, а также понять в первом приближении, как разные параметры поселков сказываются на стоимости участков и насколько они распространены в текущей ситуации.

2. Поселки, цены, продавцы
В этом разделе дается подробный перечень всех поселков с разбивкой по направлениям (шоссе) и указанием текущего уровня цен на участки без подряда в сравнении со стоимостью земли во 2 квартале 2010 года. По каждому поселку указаны компании-продавцы, отдельно выделены застройщики поселков.

Данный раздел является необходимым инструментом для анализа конкурентной среды, понимания поведения застройщиков в сложившихся экономических условиях, определения ценового «дна» по отдельным объектам, направлениям, классам поселков с участками без подряда. Не проводя отдельного исследования для каждого нового места в Подмосковье, с помощью данных этого раздела в течение 10-15 минут можно составить краткий отчет о наиболее характерном уровне цен в данном месте, об основных конкурентах, качественных характеристиках поселков с участками без подряда.

3. Паспорта поселков
Это наиболее емкий раздел исследования. Фактически он содержит всю базу данных поселков с участками без подряда, использованную в данной работе. Паспортом объекта является наиболее полное описание всех его параметров.

Данный раздел является необходимым для более детального анализа различных аспектов рынка земельных участков без подряда. Например, с помощью него можно получить более подробное представление о конкурирующих объектах, их сильных и слабых сторонах. Или определить оптимальные параметры для своего поселка (с учетом сложившейся ситуации) в зависимости от его класса и расположения: размер участков, степень обеспеченности коммуникациями, объем инфраструктуры в поселке. А также выработать адекватную ценовую политику и заложить определенный уровень эксплуатационных расходов. Все это служит основой для оптимизации концепции застройки и создания продукта, максимально отвечающего потребностям рынка в новых условиях.

Оценка инвестиционной привлекательности микрорайона Волгоградский
Заказчик : Московская городская служба недвижимости (МГСН)
Оценка инвестиционной привлекательности (целесообразности соинвестирования) микрорайона Волгоградский, ул. Окская, 1 очередь.
Исследование структуры спроса и потребительских предпочтений на жилье коттеджного типа в г.Казани
Заказчик : Девелоперская корпорация Антей
Исследование структуры спроса и потребительских предпочтений на жилье коттеджного типа в г. Казани и пригороде со стороны населения Казани, оценка потребительских свойств проектируемого коттеджного поселка, определение емкости рынка коттеджного жилья в г. Казани.
Исследование рынка коттеджных поселков по Ново-Рижскому шоссе
Заказчик : Русский дом недвижимости (РДН), Агентство недвижимости СКИП
Исследование рынка коттеджных поселков по Ново-Рижскому шоссе, концепция застройки, организации инфраструктуры, продаж и продвижения в комплексе из 4 поселков под единым брэндом Эколэнд.